Роман Рябцев: «Черные списки музыкантов — лишь верхушка»

Как же мне сейчас странно перечитывать свою же недавнюю колонку, где я с оптимизмом расписывал надвигающееся возрождение российской музыкальной индустрии, однако…

Фото: pixabay.com

«Музыка — вне политики!» — любят утверждать многие. Красивая декларация, но нет. Политические изменения влияют не только на экономику и общество, но и на искусство в целом (а уж на музыку — быстрее всего). Ибо художник голодным быть не может, а социальный заказ дает сладкие перспективы гонораров и концертов. А уж если заказ правительственный… Достаточно вспомнить всем нам с детства известные революционные песни да марши — до 1917 года такой формат был, мягко говоря, не востребован. И наоборот: всякие там романсы да оперетты были объявлены большевиками «пошлым наследием кровавого царского режима» и практически под корень уничтожены на многие годы.

Не буду особо углубляться в историю, пример и так понятен, надеюсь. Ну, если только напомню еще постперестроечное время и тогдашние общественно-политические изменения, повлекшие за собой смерть традиционной советской эстрады и зарождение целых новых музыкальных жанров на постсоветском пространстве

Нынешняя ситуация тоже напрямую влияет на то, что мы с вами будем слушать дальше. Да и на то, КАК мы будем это слушать: после официального ухода из России нескольких крупных западных стриминговых сервисов выбор музыкальных приложений остался невелик (как же быстро мы отвыкли от CD и пристрастились слушать музыку через Сеть!). Впрочем, вот лично я по старинке скачиваю музыку на флешку: ну нет у меня в автомагнитоле Интернета и Bluetooth, а подсоединять каждый раз телефон кабелем в линейный вход, мягко говоря, неудобно! Так что от отключения потоковых музыкальных сайтов я особо не пострадал, думаю, что и многие олдскульные меломаны тоже не особо печалятся.

Другое дело — т.н. «черные списки артистов», которые желающие могут теперь без труда найти в Интернете. Такой вот нежданчик стал непреложным фактом текущего бытия. Современная охота на ведьм стартовала еще в начале марта, когда из эфиров исчезла целая обойма украинских и «примкнуших к ним» (помните этот чудный лексикон времен постановлений Политбюро ЦК КПСС из дремучего прошлого) российских музыкантов: Иван Дорн, Макс Барских, Потап и Настя, Monatik, Dorofeeva, Светлана Лобода, Alekseev, Вера Брежнева, «Океан Эльзы», Валерий Меладзе, группы «Аквариум» и «2Маши». Я не знаю точных масштабов этой чистки, но не удивлюсь, если с каждым днем все больше программных директоров, беря под козырек, будут зачищать свои эфиры от еще каких-нибудь нежелательных артистов. Любят у нас действовать «в едином порыве», ага. Традиции, знаете ли…

А есть еще и документы, которые тоже вызывают стойкое ощущение дежавю: некие списки неблагонадежных групп, которым запрещено выступать на сцене. Там, кроме уже попавших ранее в радиоопалу украинских артистов, перечислены и прочие группы, концерты которых «настоятельно не рекомендуется проводить». В их числе: Noize МС, «Кровосток», «Тараканы», «Порнофильмы», Oxxxymiron и даже… Максим Галкин. Я долго пытался найти первоисточник: откуда, из какого отдела Минкульта или другого ведомства выплыл в Сети сей черный список? Но так и не смог выяснить (а поиском я умею пользоваться весьма хорошо!). Так что, подозреваю, это может быть некое коллективное народное творчество каких-то «премудрых пескарей», вся жизнь которых стоит на двух китах: «как бы чего не вышло» и «а может меня за это начальство по головке погладит». В общем, коли нет официальной бумаги с десятком подписей и печатей, то и исполнять эти предписания из неизвестных источников (криво отпечатанные на плохой бумаге) практического смысла я не вижу. Если только дирекции концертных площадок и клубов сами не живут по таким же премудропескариным принципам. Есть подозрение, что как раз живут…

Но черные списки — это лишь верхушка. Есть и остальной, настоящий айсберг, который пробьет ощутимую дыру в «Титанике» российской музыки (о чем совершенно не догадываются рядовые слушатели, но знают профессионалы). Если у западной поп-музыки есть Швеция, которая поставляет остальному миру чуть ли не львиную долю хитов, так и украинские авторы и аранжировщики делали огромное количество музыки для российского рынка. Природная музыкальность украинцев очень хорошо монетизировалась на наших бескрайних поп-просторах. При этом зачастую (учитывая сложную политическую обстановку) особо никто из них свою работу не афишировал: зачем рисковать потерей каких-нибудь особо «патриотично» настроенных заказчиков (причем в обеих странах)? Я знаю многих украинских аранжировщиков, которые работали почти исключительно на российский рынок. Стоил их труд ощутимо дешевле, чем у местных тружеников клавиш и компьютера (порой на грани демпинга), делали они работу довольно качественно и быстро. Но теперь все украинские коллеги буквально в один момент оказались за бортом нашего шоу-бизнеса. И дело даже вовсе не в политике, или не только в ней одной: стало банально невозможно оплатить заказанную песню или аранжировку! Денежные переводы из России… ну, сами знаете, что лишний раз писать… Так что грядет довольно-таки глобальный передел рынка производства того, что вы потом будете слушать.

Словом, перемены на российской сцене неизбежны. Уйдут многие: и те, кто на виду, и те, кто работает за кулисами. Но я все-таки склонен во всем искать позитивные моменты и (хотя бы прозрачные) намеки на то, что когда-нибудь нормальная жизнь восстановится. Помните же античную басню про двух лягушек, попавших в кувшин? Можно ныть о том, что «шеф, все пропало, жизнь кончилась!», и утонуть. А можно барахтать лапками, взбить масло и выбраться из кувшина. Освобождающиеся пустоты на музыкальном рынке прямо ждут того, чтобы их заполнили (ибо природа не терпит, и все такое). Это огромный шанс для новой волны российских авторов и аранжировщиков (которые ранее не могли пробиться) заявить о себе, развить что-то оригинальное и дать народу свежую интересную музыку. Потому что без музыки, как ни крути… не выжить. В кризисные времена свет ее особенно ценен для выживания.

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи