Хабенский решил больше не «контрабасить»

Контрабасист-неудачник из монопьесы Патрика Зюскинда. Двенадцать лет на сцене «Сатирикона» его играл Константин Райкин. Восемь лет (с 2014 года) во МХТ им.Чехова — уже Константин Хабенский. Теперь смокинг «маленького человечка» предстоит примерить Артёму Волобуеву. Хабенский уверен: передавая эту роль, он помогает пьесе зазвучать по-новому. Громче и ярче.

Фото: Наталия Губернаторова

"Контрабас" Патрика Зюскинда — история о человеке, оказавшемся на задворках жизни. Он и сам выносит за скобки своего внимания все, кроме неподъемного инструмента. Рядовой тихоня, теряющий дар речи от одного запаха женской помадки — таков наш герой. Он ругает Вагнера, принижает заслуги дирижера, правда, только в своей каморке, обитой полосатым матрасом. Там, где его никто не видит и не слышит, он — Наполеон. И это, считает Артём Волобуев, сближает персонажа с каждым из нас.

— Как правило, когда мы поем в душе, фальшивя, нас ничего не останавливает, — рассказывает актёр. — Мы сами с собой наедине, и в этом месте и есть мы настоящие!

И все же местному корольку не удаётся спрятаться от зоркого взгляда зрителя: он оценит и его музыкальный талант, и подсчитает количество пивных бутылок в холодильнике, и разглядит ярко-розовые носки героя. Хотя декорации спектакля со времен Хабенского не изменились (герой живет в «ящике» из полосатых матрасов), сам худрук МХТ им. Чехова убежден: герой в новом исполнении не похож на его предшественников.

— С каждой постановкой из спектакля уходило лишнее и оставалась сама суть. Но Артем не просто вошёл в рисунок. Нет, он его изменил, и темперамент героя стал другим, — считает Константин Хабенский.

В исполнении Волобуева персонаж стал ещё более неуклюжим — хромую походку для него придумали после того, как Артём перетрудился в спортзале и сразу после этого пришёл на репетицию спектакля.

Еще одна деталь от нового исполнителя роли контрабасиста — зрительный контакт с залом, которого стало больше. Он привык смотреть в глаза каждого. Хабенский советовал работать с двумя зрителями. В итоге сошлись на шести.

Кстати, поддерживать связь с залом в этом спектакле очень важно: несмотря на жанр монолога, герой пьесы то и дело обращается в сторону. Любыми усилиями он хочет убедить всех вокруг в своей значимости. Но не тут-то было: на сцене МХТ ему все же придётся признаться себе в том, что живёт впустую.  

— Не каждый человек, особенно актёр или музыкант, может найти в себе силы сказать, что занимается не своим делом. Поэтому наша сверхзадача — за несколько часов показать взлёт и падение маленького человека в мире большой музыки, – поясняет Хабенский.

Фото: Наталия Губернаторова

Премьера спектакля «Контрабас» с Хабенским состоялась еще при Табакове – в 2014 году. В новой версии – с Волобуевым – те же слова, те же костюмы и декорации. Однако человек на сцене другой — и актёр, и тот, чью жизнь он раскроет зрителю. Сыграть по-настоящему столь незначительное человека, показать его трагедию, сможет не каждый. И, признается Хабенский, этого героя он передаёт в руки Волобуева не случайно: так худрук МХТ им. Чехова хочет проверить силы актера, который много занят в репертуаре, но у которого еще не было сольно партии. «Я не собирался контрабасить до финишной прямой. Идея передать эту роль родилась во мне еще два года назад. У нас все не так гладко складывалось, но я считаю, что эта пьеса — трамплин и проверка актёрский возможностей держать большой зрительских зал», — сказал Константин Хабенский перед предпремъерным прогоном новой версии «Контрабаса».

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи