Мина под Украину: как страну тащили в НАТО

Спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук сообщил 25 апреля, что Украина не собирается изменять в Конституции пункты о намерении страны вступить в НАТО. Именно «демилитаризацию» Украины Россия считает главной и добивается гарантий невступления ее в Альянс в ходе переговоров. Зеленский при этом недавно заявил, что Украину в НАТО никто брать не собирается. И, тем не менее, для Незалежной — это, как сладкая конфета, которую «нельзя, но очень хочется».

Фото: Global Look Press

Отношения между Украиной и НАТО начали выстраиваться еще в 1992 году, когда Киев стал членом Совета Североатлантического партнерства и открыл собственное представительство в Брюсселе. Уже через два года Украина стала первой страной бывшего СССР, которая присоединилась к натовской программе «Партнерство ради мира».

Основополагающим договором, который до сих пор остается фундаментом взаимоотношений, определившим принципы и сферы сотрудничества между Брюсселем и Киевом, является «Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО» 1997 года. В то же время этот документ не требует от сторон каких-либо обязательств и создания дополнительных институтов.

Немалый вклад в движение страны к НАТО внес второй президент Леонид Кучма. После подписания Хартии в 1998 году он одобрил госпрограмму сотрудничества Украины с военно-политическим блоком на период до 2001 года, расширяющую взаимодействие местных ведомств со структурами Альянса. А еще через год Кучма подписал Указ, в котором закреплялось намерение Украины вступить в НАТО. Страна фактически отказалась от своего внеблокового статуса. 

Украина не просто расширяла свое взаимодействие с Альянсом, но и стала активно поддерживать любые, даже самые агрессивные действия блока во внешней политике, как, например, это было в случае войны в Югославии. В 2004 году, после начала войны в Ираке, Украина уже не ограничилась дипломатической поддержкой и ввела в ближневосточную страну свой «миротворческий контингент».

Следующим шагом на пути в Альянс, который должен был подготовить Украину к вступлению в блок, стало принятие новой Военной доктрины в июне 2004 года. В доктрине отмечалась необходимость изменения законодательной базы страны в соответствии с натовскими стандартами и взятие курса на евроатлантическую интеграцию с последующим вступлением в НАТО. Однако через месяц формулировка была заменена на более мягкую — говорилось уже не о вступлении в Альянс, а лишь об углубленном сотрудничестве с  ним. 

Приход к власти после «оранжевой революции» Виктора Ющенко повлек за собой более интенсивное продвижение Украины в сторону НАТО. В Военную доктрину вернулась формулировка о евроатлантической интеграции. Также была разработана госпрограмма развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 годы, целью которой был перевод украинской армии  на стандарты Альянса.

Чтобы полностью соответствовать всем политическим, экономическим, военным и правовым параметрам страны-члена Североатлантического альянса, необходимо было присоединиться к «Плану действий по членству в НАТО». Первая попытка осуществить это при Ющенко в 2006 году не увенчались успехом — из-за препятствования со стороны премьера Виктора Януковича и Партии регионов.

В 2008 году Украина всё же направила в Брюссель просьбу о присоединении к «Плану действий», но к этому моменту против украинского членства в НАТО выступил ряд европейских государств, в том числе Франция и Германия. К тому же население страны неоднозначно относилось к вступлению в Альянс и все чаще на Украине стали звучать требования вынести этот вопрос на референдум.

Победа Януковича в 2010 году значительно сократила взаимодействие Украины с Альянсом. Вступление страны в НАТО, по сути, было снято с повестки дня рядом указов нового президента, ликвидировавших межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в Альянс и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. Отказ от вступления Украины в НАТО юридически закрепил закон «Об основах внутренней и внешней политики», где отмечался внеблоковый статус украинского государства.  

Многое изменилось после Евромайдана 2014 года. Пришедшие к власти через переворот новые государственные руководители сделали вступление в НАТО одной из главных целей внешней политики страны. В декабре 2014 года Киев опять отменил внеблоковый статус Украины, заменив соответствующую формулировку в законе на «углубление сотрудничества с Альянсом для достижения критериев, необходимых для приобретения членства в этой организации».

Новая редакция Военной доктрины Украины также фиксировала курс на сотрудничество с Альянсом и на реформирование ВСУ до уровня, соответствующего стандартам НАТО и полной совместимости с армиями стран-членов. Планировалось, что украинская армия будет готова к вступлению в блок в 2020 году.

В июне 2015 года Верховная рада приняла два постановления — «О ратификации соглашения о сотрудничестве между Кабинетом министров Украины и НАТО по поддержке и снабжению» и  «О ратификации меморандума о договоренности между правительством Украины и НАТО по связи и информации», определяющие основные принципы сотрудничества в целях поддержки Украины в техобслуживании и помощи, реализации совместных проектов, а также сотрудничества в сфере информации и связи.  А в феврале 2019 года  «необратимость европейского и евроатлантического курса Украины»  закрепили в преамбуле украинской Конституции голосованием Верховной рады — хотя часть депутатов требовала референдума.

Однако, несмотря на все усилия президента Петра Порошенко, руководство Североатлантического альянса скептически относилось к возможностям Украины вступить в НАТО. Это выразилось не только в публичных выступлениях представителей Альянса, но и в неоднократных отказах Брюсселя присоединять Украину к Программе «Плана действий по членству». Последний раз это произошло в 2020 году уже в президентство Владимира Зеленского.

При Зеленском НАТО и Украина продолжили находиться в постоянном контакте, несмотря на скептицизм Брюсселя. В 2020 году Зеленский утвердил Стратегию нацбезопасности Украины, одним из ключевых принципов которой стало развитие отношений с НАТО. На украинской территории регулярно проводились многонациональные учения Альянса с целью освоения стратегического плацдарма у границ РФ. Одними из последних учений стали Rapid Trident-2021 и Combined Efforts-2021.

Сегодня становится очевидно, что Украина не сможет вступить в НАТО в ближайшей перспективе. Специальная операция России, одной из целью которых является демилитаризация Украины, собственно, и началась для того, чтобы воспрепятствовать слиянию Незалежной с Альянсом. А украинские власти все чаще обвиняют НАТО в нежелании защищать Украину. И, тем не менее, «надежда умирает последней». Сейчас руководство Незалежной готово цепляться даже за строчку в Конституции. 

Источник

Рубрика: Политика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи