Возле самого яркого квазара Вселенной нашли неопознанные структуры

Астрономы, обследуя самую яркую известную черную дыру во Вселенной, обнаружили рядом с ней два крупных объекта. Их природа остается неустановленной, сообщает Astrophysical Journal.

Объект под названием 3C 273 обнаружили в ходе поисков космических источников радиоволн в 1959 году. Ученые определили, что это сверхмассивная черная дыра, которая является квазаром (квазизвездным объектом) – ее свет достаточно ярок, чтобы ее можно было перепутать со звездой.

Отметим, что сами черные дыры не излучают света. Но самые крупные из них окружены гигантскими кольцами газа, также известными как аккреционные диски. Когда газ падает в черную дыру на скорости, близкой к скорости света, трение нагревает диск и заставляет его светиться.

Квазар 3C 273 стал первым, который смогли идентифицировать астрономы. Он примерно в четыре триллиона раз ярче Солнца и расположен на расстоянии 2,4 млрд световых лет от Солнечной системы.

Ученые в течение нескольких десятилетий изучали этот объект. Считалось, что рассмотреть его окрестности почти невозможно из-за слишком яркого излучения. Но авторы новой научной работы нашли способ обойти это препятствие.

Астрономы с помощью радиотелескопа ALMA смогли отделить сияние квазара 3C 273 от света, излучаемого окружающей его галактикой. Оказалось, что рядом с квазаром присутствуют две массивные и таинственные радиоструктуры. По словам исследователей, ранее они никогда не сталкивались с подобными объектами.

Одна структура, по-видимому, представляет собой огромное «пятно» радиоизлучения, которое окутывает всю галактику и простирается на десятки тысяч световых лет за ее пределами. Вторая похожа на гигантскую струю энергии.

Астрономы предположили, что две структуры являются отдельными и не связаны между собой. Дальнейшие исследования показали, что «пятно» состоит из звездообразующего газа водорода, который ионизируется непосредственно самим квазаром.

Ученые отметили, что подобным образом можно изучать и другие квазары. Это позволит лучше понять, как эволюционируют окружающие их галактики.

Ранее стало известно, что астрономы заглянули в космические «ясли» молодой Вселенной. Они узнали, как формировались галактики 11 миллиардов лет назад.