Никита Михалков показал кино о собственной неудаче

44-й Московский международный кинофестиваль все больше напоминает Роттердамский кинофестиваль дебютного и авторского кино, где показывают картины начинающих режиссеров, в основном из стран третьего мира. Иностранных гостей на МКФ совсем мало. Приехали православный священник из Румынии, группа из Бангладеш, впереди фильмы из Уругвая, Боливии, Шри-Ланки.

Отец Чиприан. Фото: Геннадий Авраменко

Отец Чиприан (Киприан) Мега — православный священник и кинорежиссер в одном лице — представил свою вторую картину — «Глас вопиющего в пустыне» — в основном конкурсе. Его дебют «Бесконечное утро» (2016) участвует в программе «Вокруг света за 8 дней» и рассказывает о матери, вынужденной заниматься проституцией на Кипре, чтобы обеспечить свою молдавскую семью. «Глас вопиющего в пустыне» посвящен деяниям православного священника Георгия Калчу Думитряса, жившего во времена коммунистической и атеистической Румынии. Он был политзаключенным, пострадал за убеждения. Чаушеску считал этого бедного человека, по словам отца Чиприана, своим личным врагом. Проповеди Калчу способствовали национальному пробуждению людей и, судя по всему, сильно повлияли на нашего гостя, хотя они никогда лично не встречались.

В Румынии фильм еще не видели. Продюсером картины стала жена отца Чиприана. Это независимый фильм, сделанный без помощи государства. Режиссер появился на премьере в облачении священника.

— Я знаю, что и в России священнослужители снимают кино на религиозные темы, — говорит отец Чиприан. — Для Румынии это необычно и странно, когда священник снимает кино. Я нахожусь на службе правды и свободы. Эти два вида деятельности переплетаются. Их объединяет стремление к Иисусу Христу. Отец Калчу своим подвигом произвел революцию в Румынии. Но не думайте, что у нас простой народ считает его героем. Он сегодня известен мало, в основном церковнослужителям. Нынешнее общество исповедует другие ценности. Церковь не считала Калчу частью себя, а он был светлой фигурой, и современному обществу его трудно принять.

Разговор зашел про Чаушеску. Позиция нашего гостя такова, что румынский народ не ответственен за его смерть. Он говорит, что решение о его ликвидации принималось за океаном, чтобы потом возложить ответственность на румынский народ. «Церковь не может желать смерти ни одному диктатору, каким бы жестоким он ни был», — говорит отец Чиприан. Свой приезд в Москву вопреки санкциям он объяснил так: «Сегодня в Европе вновь появился «железный занавес», но по обе его стороны находятся люди, души, которые Господь хочет взять к себе, в Царствие Небесное. Важно это понимать. Свобода — самый важный дар, который он нам дал, и мы за нее должны сражаться вне зависимости от места рождения и языка. Человек свободен. Мне хотелось поговорить в своем фильме о ценности человеческой жизни. Это мое послание и то, к чему призывал Калчу».

Фильм был снят очень быстро. За 2 недели был написан сценарий, и в июле 2022 года начались съемки. А задуман фильм в период пандемии, когда, по словам режиссера, был нанесен ущерб свободе и наступило время эксперимента над душами людей. «Некоторые из снимавшихся актеров — мои друзья. Когда я их приглашал, они подумали, что это шутка, — вспоминает отец Чиприан. — С этим фильмом я пошел на риск. На Западе он тяжело воспринимается, и я рад тому, что имею честь представить его в Москве. Мы связаны с вами этой темой. У вас тоже были мученики во времена СССР».

Перед премьерой отец Чиприан сказал, что священник есть совесть, как и художник. «Когда священнику говорят, что он не должен куда-то приезжать, что там «железный занавес», то он, напротив, должен туда ехать и обнять людей. Так и художник. Когда ему говорят, что он должен следовать определенной политической линии, то он не должен так делать. Вот причина, по которой я приехал. К примеру, пришел я в магазин за красками, а продавец мне говорит: «Эта краска не для вас. Она для тех, кто рассказывает утонченные истории; что синяя краска не для вас, а для Никиты Михалкова. Оттенки синего — для Альмодовара и Пенелопы Крус, черная — для эксцентричного Кустурицы. А чем тогда рисовать мне? Я могу взять обрывок бумаги, оставшийся от великого художника, измазать руки грязью и начать свою историю».

Возвращаясь к Михалкову, надо сказать, что он организовал самый загадочный сеанс. Это был спецпоказ для своих, и на него нельзя было зарегистрироваться, как на другие картины. Документальная «История неполучившегося фильма» рассказывает о том, как в 1993 году Никита Сергеевич снял и смонтировал игровую картину «Вспоминая Чехова», а увидев, что из этого получилось, решил ее не показывать. С тех пор прошло почти 30 лет, и родилась документальная картина, где Михалков пытается разобраться в причинах неудачи и показывает фрагменты из «Вспоминая Чехова». Он сам создал интригу, обеспечил аншлаг. Люди пришли, но в зал не попали.

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи