Мат в оперетте оказался доступен не всем кинозрителям

14 Просмотров Нет комментариев

Каждый год на ММКФ несколько обособленно проходят «Российские кинопрограммы», куда в первую очередь устремляются иностранные гости. Это своего рода государство в государстве, где показывают игровое, документальное и анимационное отечественное кино. С каждой картиной связана своя удивительная история, особенно, если это независимое кино, рождающееся на свой страх и риск, как «Японский бог». В «Земле Эльзы» свои последние роли сыграли актрисы Ирина Печерникова и Людмила Мальцева. «Grand канкан» показали в оригинальной версии как деликатес для киногурманов. Тем, кто увидит оперетту с матом позднее, придется довольствоваться запикиванием.

Павел Иванов в фильме «Grand канкан». Пресс-служба ММКФ.

Михаил Косырев-Нестеров – выпускник ВГИКа. Он учился в мастерской Игоря Таланкина, снимал документальное кино в Индии, продюсировал восстановление картины «Через тернии к звездам. Новая версия» Ричарда и Николая Викторовых, был программным директором фестиваля русской кинофантастики в США. В 2008-ом вышел его «Океан», снятый на Кубе, который тогда произвел сильное впечатление, а в 2014-ом — российско-французская «Поездка к матери» с участием Маргариты Тереховой. Это ее последняя по времени работа, когда она была уже очень больна. Дочь ее героини сыграла Адель Экзаркопулос, ставшая позднее знаменитой после «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша.

О том, как возник замысел «Grand канкана» нам рассказал Михаил Косырев-Нестеров: «Я случайно попал в Московский театр оперетты и меня «пробило». Познакомился с актерами. Директор театра Владимир Тартаковский позволил нам с оператором Дмитрием Улюкаевым бывать в театре». Стать своим в незнакомой среде не так просто. Вспоминается опыт Валерия Тодоровского, снимавшего в Большом театре «Большой», не будучи заядлым меломаном и любителем балета. Киногруппа приходила, работала, а в театре шла своя жизнь, и никто на кинематографистов не обращал внимания. Иногда посторонний взгляд выхватывает то, что не лежит на поверхности, и привычное для работающих в театре людей, вдруг предстает в новом свете. Так случилось и в «Grand канкане». В основу сценария легли реальные события, происходившие с актерами, их встречи и расставания, ревность, измены, выход на сцену, где они чувствуют себя как боги, и это составляет суть их жизни. 

Одну из главных ролей сыграл солист театра, финалист телешоу «Голос» Павел Иванов. Для него и его жены Яны Ивановой – это дебют в кино. Его герой становится участником любовной коллизии, запутался в семейных отношениях, но что бы ни происходило, он выходит на сцену. Как рассказал нам Павел Иванов, текст, который надо было произносить, он узнавал только на площадке. На пресс-конференции, предварявшей показ фильма, Павел неожиданно запел «`О sоlе mio», так что у присутствовавших кинематографистов от удивления расширились глаза. Солистка Московской оперетты Елена Зайцева отважно сыграла роль примадонны, у которой драматически складывается семейная жизнь, есть обеспеченный, страдающей тяжелым недугом муж и молодой любовник из театра. Но главное – огни рампы. 

Мир оперетты – это что-то непостижимое для режиссера, так что трепет и удивление его не отпускают. Артисты, выходящие на сцену, в обычной жизни — такие же люди, как мы. Они тоже ругаются матом, как и половина населения страны. Во всем этом есть странное несоответствие, но герои остаются небожителями.

Режиссер Юлия Колесник снимала документальное кино, сериал «Строптивая мишень», был у нее и полнометражный игровой фильм «Нижняя Каледония» еще в 2008 году. В ее новой картине «Земле Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович последнюю свою роль сыграла Ирина Печерникова. После долгих лет простоя она наконец-то получила интересное предложение, но до премьеры не дожила. Представить картину не смог на ММКФ и Вениамин Смехов, находившийся в тот момент в США.

Вениамин Смехов и Ирина Печерникова в фильме «Земля Эльзы». Пресс-служба ММКФ.

Героям за 70. Эльза Генриховна, немка по происхождению, только что стала вдовой, похоронила нелюбимого мужа Василия, с которым прожила как чужая — «даже ни разу не целовались». Да и бил ее муж. А пошла за него от безнадеги: трудно немке в России. С Леонидом Викторовичем, которого сыграл Вениамин Смехов, знакомство происходит в тот момент, когда идут поминки, достигшие апогея — подвыпившие люди забывают, по какому поводу собрались. Эльза покидает застолье и на свое счастье или беду встречает Леонида Викторовича – еще недавно учителя географии, а теперь пенсионера, купившего дом в алтайском поселке, где всю жизнь прожила его новая подруга. Любопытно, что Юлия Колесник, прежде чем поступить во ВГИК к Марлену Хуциеву, окончила географический факультет МГУ. В поселке Леонид чужой, как и Эльза. Она и одевается как нездешняя, по-городскому, не зря герой Смехова обращается к ней: «Фрау Эльза». Леонид обещает назвать ее именем землю, которую они вместе откроют. Между героями возникнет нежная привязанность, но их взрослые дети встанут на пути поздней любви. В поселке, расположенном среди царственных пейзажей, от чужих глаз не скрыться. Да Эльза и ведет себя вызывающе. Сразу после похорон едет в город покупать туфли на каблуке. Ее взрослая дочь (Анна Уколова) не может этого простить. «Ты понимаешь, сколько мне лет? Мне уже можно быть странной», — скажет ей Эльза.

Такое ощущение, что Ирина Печерникова чувствовала себе несколько неуверенно на съемочной площадке. Эта робость чувствуется в роли. Нет прежней свободы и смелости, которые были свойственны этой уникальной актрисе. Время долгого молчания даром не прошло.

В картине снималась и Людмила Мальцева, сыгравшая свою последнюю роль. Актрисы не стало в августе прошлого года. На показ «Земли Эльзы» в Дом кино пришел только что переболевший коронавирусом актер Юрий Назаров. Ему было трудно физически, и душа болела. С Людмилой Мальцевой они прожили все последние годы, вместе снимались и концертировали по стране. Она сыграла зловредную руководительницу хора пенсионеров, хитом которых стала итальянская «Феличита». Это, наверное, лучшая роль актрисы. Юлия Колесник ее словно заново открыла.

Юлия Яновская и Лев Гришин в фильме «Японский бог». Пресс-служба ММКФ.

Александр Басов, ставший с годами очень похожим на своего отца — актера и режиссера Владимира Басова, — тоже выпускник мастерской Марлена Хуциева. «Японского бога» он снял по мотивам новеллы «В чаще» японского писателя Акутагавы Рюноскэ. По ней уже сделаны «Расёмон» японского мастера Акиры Куросавы в 1950 году и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, участвовавший в основном конкурсе ММКФ в 2017-ом. Это настолько разные картины, что невозможно догадаться, что у них общий литературный первоисточник.

В июне на фестивале независимого кино в Лос-Анджелесе, где показывают инди-фильмы, «Японский бог» награжден за режиссуру. Проект независимый, далекий от массовой культуры, так что к инди-фильмам имеет самое непосредственное отношение. Работа растянулась на годы. «Мы снимали на скромные средства. Министерство культуры нас принципиально не поддерживает», — рассказал режиссер. Получилось народное кино, деньги на которое собирали всем миром. Актриса Юлия Ю.Яновская, сыгравшая одну из главных ролей, в процессе создания фильма освоила новую для себя профессию исполнительного продюсера. Увидев в соцсетях призывы Александра Басова, откликнулась. Вместе им удалось собрать народные деньги небольшими партиями на разные этапы производства. В 2014 году они стали мужем и женой.

В начале фильма идут титры, разъясняющие, что такое японский бог: это выражение досады, раздражения, негодования или же восторга и восхищения. Экранизация получилась очень вольная. События перенесены в современную Россию. В жаркий летний день, когда дороги забиты дачниками, в песчаный карьер, где совершено изнасилование и убийство, приезжает следственная группа. Место преступления выглядит не так, как представлялась по ходу следствия. Было ли оно вообще? Заместитель прокурора подсматривает за обнаженной женщиной в реке, которая окажется следователем. Ее сыграла Юлия Ю. Яновская. Она в венке и напоминает фольклорную героиню, русалку, заманивающую мужчин. Она их дразнит своей вызывающей женственностью – подозреваемого и тех, кто ведет расследование. Так что мысли у героев совсем не о следственном эксперименте.

Александр Панкратов-Черный сыграл следователя в духе Порфирия Петровича из романа Достоевского «Преступление и наказание». Он появляется в кадре в графичном изображении и поясняет потерпевшей (непонятно, кто она на самом деле), что он – не черный следователь, а следователь Черный. Мы не привыкли видеть его таким. Режиссер и актриса Анна Чернакова, долго жившая в Великобритании, сыграла гражданку Джонсон, в девичестве Иванову, уроженку города Дмитрова. Говорит она исключительно по-английски, делая вид, что ничего не понимает. «Значит по-русски ни бельмеса?» — ехидно заметит следователь Черный. А насильник-узбек из Ташкента в исполнении Гурама Баблишвили – еще одна насмешка над происходящим. Ироничное повествование все время прерывают пульсирующие кадры ретроспекции, стилизованные под немое кино.

Сложно даже представить дальнейшую судьбу этого фильма, идущего поперек широкой дороге массового кино, как и перспективы «Grand канкана». Но у каждого фильма есть свой зритель, какими бы необычными он не был. 

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)

Срочные новости!