Последний день работы выставок в Москве превратился в «очередь на Серова»

19 Просмотров Нет комментариев

13 ноября государственные музеи из-за новых антикоронавирусных правил приостановили работу временных выставок, а многие и вовсе закрылись. Накануне публика стремглав побежала на вернисажи – надышаться воздухом культуры напоследок. В результате возникла ситуация, напомнившая апрельскую пробку в метро из-за ввода пропускной системы.

На входе в Музей Москвы, где на днях открылся знаковый проект к 100-летию ВХУТЕМАСа — очередь. К счастью, сотрудники музея работают быстро и слаженно, так что на холоде долго томиться не приходится. Маска, перчатки, проверка температуры – все по правилам. Но вот соблюдать дистанцию, даже при большом желании, никак не получается. Курсирующие по экспозиции экскурсии собирают по 30 человек, жадно впитывающих информацию о революционной системе художественного образования, появившейся в России сто лет назад. Но и помимо экскурсионных групп, зрителей на выставке, которая, кстати говоря, занимает довольно большое пространство, полным-полно.

Интерес к выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» не удивителен. Во-первых, это единственный масштабный проект, приуроченный к столетию легендарного института. Здесь собрано более тысячи экспонатов из 43 музеев, рассказывающих о факультетах Высших художественно-технических мастерских и о реформе художественного образования после революции в России.

Во-вторых, проект не только знаковый, но и зрелищный, интерактивный. Выставку дополняют инсталляции учеников и выпускников ВХУТЕМАСа, воссозданные по фотографиям, и исторические кадры о проектах и многочисленных адресах института.

На факультете графики можно попробовать выполнить задания, которые давались студентам вуза. Для этого в стену встроен тачпад. На полиграффаке можно поиграть с выдвижными столами, где хранится графика художников ВХУТЕМАСа. В общем, здесь есть, чем заняться и детям, и взрослым. И даже то, что многие экспонаты остались без экспликаций из-за спешки при подготовке проекта, не стирает общего положительного впечатления.

В Музей Москвы побежали все – и рядовая публика, и специалисты, искусствоведы, сотрудники разных музеев и галерей. Мотивация одна – успеть увидеть своими глазами, надышаться, получить заряд эмоций от революционной культуры. Да, в рамках выставки запланирована большая онлайн-программа, но, как показал весенний карантин, она не может заменить живого контакта с искусством.

Еще один большой проект накануне музейного локдауна открылся на Гоголевском бульваре. Ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной показывает основные работы знаменитых концептуалистов, участников легендарной группы «Коллективные действия». Здесь тоже больше людей, чем в обычный музейный день, но пробки не наблюдается. Похожая ситуация на «Винзаводе». Толп нет. Публика в привычном темпе курсирует от галереи к галерее, в каждом зале два-три человека, не больше.

Но спокойствие только внешнее. Владельцы галерей (не только «Винзавода», но и других частных арт-пространств) в недоумении. Некоторые, как Музей АZ, официально объявили о своем закрытии до середины января, другие пока не спешат.

– Ничего пока не понятно. Все галереи направили письма в мэрию Москвы. Но пока мы официально должны оставаться закрытыми, – говорит «МК» владелец галерее Pop/off/art Сергей Попов. 

– Мы пока не будем закрываться. Постоянные экспозиции вроде бы разрешены… Вытряхнем всю красоту из запасников, давно собирались. Без всякой помпы, на расстоянии, не больше пяти человек в зале одновременно. Маски-ласты-акваланги – по протоколу, – такой выход из ситуации озвучивает нам директор Зверевского центра современного искусства Алексей Сосна.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)

Срочные новости!