Состоялась мировая премьера оперы «Анна К.» Александра Журбина

6 Просмотров Нет комментариев

На пятом Большом юбилейном фестивале композитора Александра Журбина «Серьёзно и легко!», приуроченном к его 75-летию, состоялась мировая премьера оперы «Анна К.». Право первого концертного исполнения доверено Государственной академической симфонической капелле России. За дирижёрским пультом стоял Валерий Полянский.

Анна Каренина — Елена Терентьева. Фото: Анна Григорьева

В основе опер Журбина – самые разные литературные источники: от «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу до «Мелкого беса» Сологуба, произведений Томаса Манна и Юрия Трифонова. Как скажет сам композитор, «Анна К». –  самое крупное и серьезное его произведение в оперном жанре, о котором он многие годы мечтал. В  основе — «Анна Каренина» Льва Толстого, хотя по названию можно предположить, что речь идет об Анне Керн. Роман Толстого богат на театральные, кино- и музыкальные интерпретации. По всему миру поставлены мюзиклы, несколько балетов и фильмов, вольно трактующих известный сюжет. Александр Журбин искал свой путь, хотел сделать что-то особенное. Благодаря авторам либретто Анне Родионовой и Сергею Плотову появилось весьма радикальное прочтение.   

Концертное исполнение оперы  стало не только вынужденным  шагом из-за пандемии, но и прекрасной  возможностью отдать приоритет музыке, которая в этот вечер стала главной и не была отягощена театральными толкованиями. Режиссёр  концертной версии —  актер и художественный руководитель «Школы драматического искусства» Игорь Яцко – также  выступал от лица ведущего, находясь на одном из ярусов зрительного зала рядом с мужским хором. Женский хор стал его зеркальным отражением по другую сторону сцены. Согласно новейшим санитарным требованиям присутствовать на сцене в таком количестве артисты не имели права, поэтому их развели, но это эффектно сработало.   

Екатерина Чудотворова. Фото: Анна Григорьева.

Главная героиня оперы – 19-летняя Аннушка, Аня Каренина. Она — дочь Анны Аркадьевны Карениной и графа Алексея Вронского, дитя запретной любви, которую вырастил  Алексей Каренин. Ее партию нежно исполнила Екатерина Чудотворова. С приемным отцом  Аня  общается так: 

— Надеюсь, ты скромной будешь всегда.

— Да, папенька, да.

Последняя фраза повторяется рефреном.

Когда Алексей Каренин (Евгений Либерман) найдет ей выгодную партию — немолодого жениха, она ответит:  «Я не пойду за вашего графа. Я не хочу повторять судьбу моей матери».

«С матерью сходство твое уникально», — об этом поют герои. Аня была ребенком, когда потеряла мать,  и только повзрослев, встретила, как теперь говорят, , своего биологического отца – Вронского (Андрей Бреус). 

Тема бала становится ключевой: «Бал, бал, бал». Такое ощущение, что вся жизнь общества проходит от бала до бала. И на одном из них впервые появится дебютантка Каренина-младшая, испытывая примерно те же чувства, что Наташа Ростова у Толстого, впервые выходя в свет.    

Хронологии в повествовании нет. Александр Журбин, предваряя вечер, разъяснил публике, что Анна Каренина бросится под поезд не в финале, а в прологе, и что одним из персонажей станет Пётр Ильич Чайковский, в отношении которого Журбин придерживается версии самоубийства. 

События происходит в семидесятых годах XIX века, когда на перроне Николаевского вокзала 12 февраля 1872 года Анна Каренина впервые встретит Вронского. Партия Анны трагично и изящно прозвучала в исполнении Елены Терентьевой — молодой и прекрасной, совсем и не похожей  на  зрелых исполнительниц этой роли на драматической сцене. Надо сказать, что из-за пандемии актерский состав сильно поменялся. Можно только удивляться тому, как вообще премьера состоялась. Мы станем свидетелями и событий 16 и 17 ноября 1893 года, когда впервые прозвучала Симфонии N6 Чайковского, которую публика приняли сдержанно. В «Анне К.» представители высшего общества, имеющие на все свое суждение, вынесут приговор: «Симфония ужасна! Чайковский выжил из ума. Он ничего уже не может написать». Все это и приведет к трагическому финалу, по версии Журбина. Петр Ильич сведет счеты с жизнью. Светское общество – все равно, что греческий хор, выносящий свой вердикт. Оно решает, что прилично, а что недопустимо.

Сначала Анна и Алексей Каренины отправятся слушать молодого гения Чайковского, которого еще мало кто знает. А в 1893 году на его концерт пойдут уже дети Карениной – Аня и 25-летний Сережа (Максим Сажин), представленный у Журбина в двух возрастах, в том числе и восьмилетним мальчиком (Богдан Нагай). 

«Анна К.» написана еще в 2013 году и стала заключительной частью трилогии больших опер Журбина, которую открыли «Альберт и Жизель» (2011) и  «Счастливый день» (2020).  Сам композитор относит их к циклу «Опера для людей», куда входят сочинения, написанные  в оперных традициях XIX – начала XX веков, рассчитаны на исполнение певцов школы bel canto и звучание симфонического оркестра, осовремененное диссонансами, сонористикой, алеаторикой. И поскольку Чайковский для Журбина – все равно что бог, любимый композитор, некоторые его темы можно будет угадать в сочинении юбиляра. 

Герои живут в предчувствии XX века, возлагают на него надежды. Но и ему вынесен приговор, как самому страшному столетию  в истории человечества. 

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)

Срочные новости!