Между Киевом и Варашавой разгорелся новый скандал из-за большегрузов

На Украине назревает очередной конфликт с Польшей. Как сообщают украинские СМИ, страна несет большие потери из-за забастовки польских перевозчиков на границе, которая стартовала неделю назад. Они, как известно, перекрыли для въезда украинских большегрузов все КПП на украинско-польской границе.

Тысячи фур застряли на дороге в сторону Польши. Контрагенты уже начали отказываться от работы с Украиной из-за проблем с доставкой грузов. «МК» вместе с экспертом выясняет, действительно ли польская забастовка наносит такой большой урон экономике Украины.

Фото: freepik.com

Как сообщает украинское издание Страна.ua, на Украине вовсю бьют тревогу из-за проблем с перевозками. «Это катастрофа. Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе», — сказал глава Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин.

Также он сообщил, что на польскую границу сейчас приходится до 50% всего товарного потока. И речь идет не только об экспорте, но и об импорте. То есть для жителей Украины это также может стать большой проблемой — товары будут доходить с задержкой и, соответственно, их цена может вырасти. 

Сейчас украинские перевозчики пытаются находить обходные пути через Румынию и Венгрию. Однако эти варианты занимают гораздо больше времени, и на этих пропускных пунктах также начинает образовываться очередь. Так, 10 ноября на пропускном пункте на границе с Румынией в очереди стояло 2805 фур, а за сутки проехало 259.

Еще один альтернативный вариант — восстановление морских перевозок. Но тут стоит вспомнить, что черноморский коридор сейчас перекрыт, и в таких условиях сохранность груза никто не может гарантировать. Один из показательных случаев — прилет российской ракеты в ливийский сухогруз. Пойдут ли на риск остальные судовладельцы — вопрос открытый.

При этом переговорный процесс по разрешению ситуации между Польшей и Украиной уже запущен. Первые переговоры прошли 13 ноября, однако они ни к чему не привели. Бойкот польских дальнобойщиков продолжается.

Напомним, что причиной для забастовки стали введенные для Украины после февраля 2022 года льготы на перевозку товаров через ЕС. Эти льготы позволяют въезжать украинским фурам на территорию Европы практически без ограничений.

В результате на рынке услуг перевозок в Польше произошел демпинг цен. Украинские дальнобойщики начали предлагать заниженную цену, захватив почти весь польский рынок. Поляки, естественно, недовольны потерей работы, и просят отменить для Украины все льготы на перевозку грузов по ЕС.

Украинские чиновники и экономисты кричат о том, что происходящее приведет к подорожанию товаров и большим проблемам в украинской экономике. Действительно ли это так — мы спросили у заместителя декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Суздальцева:

«Эта забастовка – индикатор того, что противоречия между Польшей и Украиной очень глубокие. Украина – крупное государство, почти соразмерное с Польшей. При этом у них разный уровень, разные экономики. Украина теоретически даже побогаче, чем Польша. Там и земля, и больше возможностей получения газа, нефти.

Сейчас Польша бросилась поддерживать Украину, можно сказать, объявила себя центром принятия решений в ЕС в отношении России и Украины. Польша смотрела сквозь пальцы на поставки украинского зерна, продовольствия. Еще и украинские дальнобойщики, которые все больше работают на польской территории, захватывали рынок. Украина заверяла: вот сейчас мы победим Россию и разберемся, надо только потерпеть. Но время идет. И сейчас вылезли напряженные отношения между странами. Рановато, но вылезли. Все-таки единственное, что объединяет эти страны, — это ненависть к России.

То, что это будет поворотный момент для экономики Украины, — вряд ли. Конечно, забастовка негативно влияет на экономические показатели, но не настолько. Решат эту проблему, дадут в качестве компенсации Украине какие-нибудь деньги. Скорее всего, конфликт будет решен в пользу украинцев. Польша все-таки крупнейший канал для поставок Украине оружия. Так что к решению проблемы подключится НАТО».

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи