До вручения «Оскара» остался месяц: ситуация накаляется

В ночь с 10 на 11 марта по московскому времени состоится вручение премии «Оскар». В лидерах —  «Оппенгеймер» британского режиссера Кристофера Нолана, выдвинутый в 12 номинациях. В преддверии главной церемонии года картина продолжает собирает сопутствующие награды. В минувшие выходные Гильдия режиссеров США свой главный приз вручила  Кристоферу Нолану как лучшему режиссеру полнометражного игрового кино.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Фильм основан на документальной книге «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» Кая Бёрда и Мартина Шервина и  стал не только рекордсменом американского и мирового проката,  но и самым кассовым байопиком в истории кино. Он награжден пятью «Золотыми глобусами», премиями  Гильдии актеров США и несколькими премиями американских кинокритиков. 

В десятку оскаровских номинантов, претендующих на звание «Лучший фильм», вошла и французская картина «Анатомия падения» Жюстин Трие. Пожалуй, это самый серьезный конкурент «Оппегеймера». Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском  кинофестивале в  мае 2023 года. В истории старейшего киносмотра это всего лишь третий случай, когда главная награда досталась женщине-режиссеру. До Трие ее получила в 1993 году новозеландка Джейн Кэмпион за «Пианино» и в 2021-м француженка Джулия за «Титан». В декабре прошлого года «Анатомию падения» щедро одарила Европейская киноакадемия, вручив пять наград —  «Лучший европейский фильм»,  «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» (Жюстин Трие написала его во время карантина совместно с мужем Артуром Харари), «Лучшая женская роль» (немецкая актриса Сандра Хюллер), «Лучший монтаж» (Лорен Сонешаль).

В оскаровской пятерке лучших режиссеров — и  Жюстин Трие, и Кристофер Нолан. «Анатомия падения» и «Оппенгеймер» также представлены в категории «Лучший оригинальный сценарий». Среди лучших актрис — Сандра Хюллер («Анатомия падения»), а в числе лучших актёров — ирландский актер Киллиан Мерфи, сыгравший Оппенгеймера и уже получивший «Золотой глобус». В актерских номинациях второго плана — из «Оппегеймера»  Эмили Блант  и Роберт Дауни-мл, также отмеченный «Золотым глобусом».  

Самое интересное связано с номинацией «Лучший международный фильм», где представлено пять европейских картин: «Я — капитан» — Италия, «Снежное братство» — Испания, «Учительская» — Германия, «Зона интересов» — Великобритания,

«Идеальные дни» — хотя и Япония, но глазами немецкого классика Вима Вендерса. Признанная «Лучшим международным фильмом» на «Золотом глобусе» «Анатомия падения» в аналогичной оскаровской номинации отсутствует. Она изначально не выдвигалась французским оскаровским комитетом, отдавшим предпочтение  «Рецепту любви» прекрасного французского режиссёра вьетнамского происхождения Чана Ань Хунга, известного по картинам «Рикша», «Норвежский лес» по Мураками», «Аромат  спелой папайи». Но его новый фильм сошел с оскаровской  дистанции, не стал номинантом. 

Сандра Хюллер в фильме «Анатомия Падения». Пресс-служба Европейской киноакадемии

При этом «Анатомия падения» продолжает жить самостоятельной жизнью вне зависимости от представлений французских коллег о рецепте успеха на «Оскаре». Эта история напомнила историю выбора российского оскаровского комитета, часто принимавшего необъяснимые решения. Наши кинематографисты зачастую выдвигали  тех, кто обречен на неудачу. Классика жанра — предпочтение «Дома дураков» Кончаловского «Кукушке» Рогожкина. 

Сандра Хюллер сыграла в «Анатомии любви» успешную писательницу Сандру Войтер, которая благополучно живет в Альпах с мужем-писателем, хотя и не столь популярным. Ее спокойное  существование в один момент будет разрушено  загадочной смертью супруга. Сандра останется с 11-летним слабовидящим сыном. Ее начнут подозревать  в убийстве.   И тут стоит вспомнить высказывание Жюстин Трие о том, что ее картина в большей степени не о произошедшей трагедии, но о паре. «Мне  было интересно использовать судебный процесс по делу об убийстве как предлог, помогающий вскрыть отношения в семье, где есть общий ребенок, но нет  общего языка», — сказала она, представляя фильм в Каннах. 

«Рецепт любви» Чана Ань Хунга — тоже о взрослой паре, которую связывают весьма своеобразные взаимоотношения и о кулинарном искусстве  Франции конца XIX  века . Возлюбленная тут не жена, но прежде всего кухарка, пусть и виртуозная.  В фильме есть диалог на эту тему, которым все сказано.  Картина поставлена по роману «Жизнь и страсть Додена Буффана» швейцарского писателя и гастронома Марселя Руффа, вдохновившему  режиссера на создание «фильма на тему супружества в кино». На протяжении всей картины герои, которых сыграли обладательница «Оскара» Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель  предаются кулинарному искусству, жарят, парят, создают свои шедевры — норвежский омлет, грушу pouchée» в белом вине. 

Кадр из фильма «Рецепт любви». Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Додена называют Наполеоном кулинарии, но что он без кухарки. Это история  «большой жратвы» высшей пробы, от кутюр, самая великая любовь, какая только возможна  для француза. Даже выбор блюда в меня для него равнозначен предложению руки и сердца.  Пикантности добавляет  то, что Бинош и Мажимель ыли парой и в жизни после съемок в  «Венецианском романе», и у них в 1999 году родилась  дочь Ханна.  Прошло  20 лет после расставания, и пара отважились вновь встретиться на съемочной площадке. 

Так почему же французский оскаровский комитет предпочел беспроигрышной «Анатомии падения» «Рецепт любви»? Проще всего сказать, что из зависти. Слишком много лавров у фильма Трие. Наверное, дело все-таки в другом. В том, что в фильме Чана Ань Хунга жив дух старой Франции и осязаемы запахи Прованса.  Он наилучшим образом олицетворяет страну и французский кинематографа, более французский по духу. Да и главную роль сыграла не немецкая актриса, а  родная Жюльет Бинош — абсолютное олицетворение Франции. Дополнительный бонус — приз Чан Ань Хунгу за лучшую режиссерскую работу на недавнем Каннском кинофестивале. И режиссер — не пришлый, а почти свой, живет во Франции с 10-летнего возраста.  

18 февраля в 75-й раз будет вручена британская кинопремия ВAFTA, где «Оппенгеймер» заявлен в 13 номинациях, а у «Анатомии падения» француженки Жюстин Трие, имеющей богатый наградной лист, только 6 номинаций. Французскую премию «Сезар» в 49-й раз вручат 23 февраля, и Нолан гарантированно получит там почетную награду за вклад в кинематограф. «Анатомия падения» представлена в 11 номинациях, уступив первенство «Королевству  зверей», у которого их 12. «Рецепт любви» ни в одной номинации не представлен.  

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи