Таинственные быстрые радиовсплески в космосе сделались все более странными

Быстрые радиовсплески, или яркие вспышки радиоволн в космосе продолжительностью в миллисекунды, считаются одной из самых непреходящих загадок космоса — а теперь они стали еще немного более странными.

Фото: en.wikipedia.org

Первый быстрый радиовсплеск (FRB) был обнаружен в 2007 году, и с тех пор были обнаружены сотни таких быстрых и интенсивных событий, исходящих из отдаленных точек по всей Вселенной. Согласно предыдущим исследованиям, за тысячную долю секунды вспышки могут генерировать столько энергии, сколько Солнце вырабатывает за один год или более. Но, как рассказывает CNN, астрономы не понимают, что их вызывает.

Теперь ученые заметили невиданную ранее причудливую закономерность в недавно обнаруженном повторяющемся быстром радиовсплеске под названием FRB 20220912A. Исследование, опубликованное в среду в Monthly Notices Королевского астрономического общества, подробно описывает открытие, которое дает ценные подсказки исследователям, стремящимся определить источник явления, одновременно представляя новые загадки для разгадки.

Астрономы обнаружили вспышку с помощью массива телескопов Allen, или ATA, базирующегося в Калифорнийском институте SETI, который включает в себя 42 антенны в радиообсерватории Хэт-Крик в Каскадных горах. Команда обнаружила 35 быстрых радиовсплесков от одного источника за двухмесячный период.

Многие быстрые радиовсплески испускают радиоволны продолжительностью не более нескольких миллисекунд, прежде чем исчезнуть, что затрудняет наблюдение быстрых радиовсплесков. Но известно, что некоторые радиовсплески повторяются и выпускают последующие всплески, которые позволили астрономам проследить сигналы до далеких галактик.

Поначалу FRB 20220912A казался похожим на другие известные “ретрансляторы”, и каждый обнаруженный пакет смещался с более высоких частот на более низкие. Но более пристальный взгляд на сигнал выявил кое-что новое: заметное падение центральной частоты всплесков, действующее как "свист небесной горки". Падение стало еще более очевидным, когда исследователи преобразовали сигналы в звуки, используя ноты на ксилофоне. Высокие ноты соответствуют началу всплесков, а низкие ноты выступают в качестве завершающих тонов.

Команда попыталась определить, существует ли закономерность в промежутках времени между каждым всплеском, аналогичная некоторым другим известным повторяющимся быстрым радиовсплескам. Но исследователи не смогли обнаружить ни одного для FRB 20220912A, что еще больше указывает на то, что небесные события также могут быть непредсказуемыми.

“Эта работа интересна, потому что она обеспечивает как подтверждение известных свойств FRB, так и открытие некоторых новых”, – говорится в заявлении ведущего автора исследования доктора Софии Шейх, постдокторанта Национального научного фонда MPS-Ascend в Институте SETI.

По словам исследователей, каждое наблюдение быстрых радиовсплесков приносит понимание, а также новые вопросы.

Астрономы подозревают, что некоторые быстрые радиовсплески могут исходить от магнетаров, сильно намагниченных ядер мертвых звезд. Но другие исследования показали, что причиной могут быть столкновения между плотными нейтронными звездами или мертвыми звездами, называемыми белыми карликами.

“Мы сужаем круг источников FRB до экстремальных объектов, таких как магнетары, но ни одна существующая модель не может объяснить все свойства, которые наблюдались до сих пор”, – говорит София Шейх.

Это исследование стало первым, в котором были обнаружены быстрые радиовсплески с использованием массива телескопов Allen, который в последние несколько лет подвергался модернизации, отмечает CNN. Текущие обновления массива позволят астрономам не только отслеживать, как ведут себя быстрые радиовсплески на разных частотах, но и искать более слабые сигналы.