Из жизни ушла создатель уникального театра Наталия Оралова

Наталия Оралова — педагог, режиссер, композитор. Ее не знал массовый зритель, но зато отлично знали и всегда будут помнить те, кто хотя бы раз в жизни столкнулся со своей или чужой болью, бедой. Наталья Оралова — создатель уникального театра МИРТ, одного из первых интеграционных в стране.

Фото: svao.today

Год назад у нее случился инфаркт. Но для нее, рядом с которой всю жизнь были неизлечимые недуги — умственная отсталость, аутизм и прочие ментальные нарушения, — своя болезнь была не в счет. Название театра, созданного ею в 2000 году, расшифровывается так: «Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр». На его сцене играли актеры профессиональные и любители, взрослые и дети, люди здоровые и не совсем. Для очень многих исполнителей театр Наталии Павловны оказался дверью в нормальную жизнь, полную событий, встреч, общения и творчества. Здесь они почувствовали, что настоящему таланту не может помешать никакой медицинский диагноз. И самое важное — актеры МИРТа ощутили огромный интерес к себе у публики, критиков, организаторов различных фестивалей и даже властей, что, увы, бывает не часто.

Работая с такими людьми, Наталия Оралова создавала удивительные сценические интерпретации русской классики и современной драматургии, ставила произведения зарубежных авторов и даже «Гамлета» на английском языке. И во всех спектаклях МИРТа звучала оригинальная музыка, ее музыка — ведь начинала Наталия Павловна как композитор, активно и успешно занималась сочинительством, работала в Московском театре «Эрмитаж» заведующей музыкальной частью.

Ее маленький театр находился в кирпичной пятиэтажке на первом этаже в районе Свиблово. Небольшой зал, но оборудованный и светом, и звуком, репетиционные комнаты, костюмерная и реквизиторская — все как во взрослом театре. И зрители приезжали на улицу Амундсена не на громкие имена, модные названия, а на что-то настоящее, что сложно объяснить словами. Но видевшие спектакли с участием ее особенных артистов забывали о чувстве жалости, которое, как правило, является спутником такого рода представлений.

Но нет, совершенно иного свойства эмоции возникали в маленьком зале от людей, которые свой особенный мир, свое восприятие отдавали театру. Такое соединение, которым руководил взрослый, умный, талантливый, сердечный человек, давало невероятные результаты. МИРТ Наталии Ораловой отлично знали в стране и за рубежом, театр много ездил на гастроли по российским городам и совершал турне по Европе, обратил на себя внимание многих известных в мире режиссеров, педагогов, психологов. В активе — участие в российских и международных интеграционных театральных фестивалях и конкурсах — «ПРОТЕАТР», «Как прекрасен этот мир», «Непратаптаны шлях», «Миstерия», премии «Филантроп», «Бронзовая маска» и другие. Она очень гордилась театральной премией «Московского комсомольца», несколько лет назад врученной в номинации «Лучший интеграционный театр».

Фраза «много работала» была не для нее. Она жила театром, радостно репетировала, никогда не думая о том, что принимает на себя чужую боль. Но в прошлом году о себе дало знать сердце, и Наталия Павловна попала в больницу. Вроде бы подлечили, выписали, а две недели назад снова почувствовала себя плохо, и снова больница. В один из дней сыну Наталии Павловны Даниилу неожиданно сообщили, что маму перевели в реанимацию. Оттуда она уже не вышла.

Художников такого уровня и масштаба, как Наталия Оралова, всегда было очень мало. Не каждый даже очень одаренный человек может переносить огромные нагрузки, которые неизбежны, когда режиссер объединяет в одном сценическом пространстве людей с актерским опытом и тех, у кого этого опыта мало или совсем нет — приобрести его им помешала болезнь. Преодолеть трудности может только личность с неистощимой выдумкой, фантазией и бесконечно щедрым сердцем. Именно такой и была Наталия Оралова — казалось, что ее энергии и бурного, всегда праздничного, поистине вулканического режиссерского дара хватит еще надолго. Но внезапно все изменилось… У театра МИРТ остановилось сердце.

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи