В театре Вахтангова щедро показали Пушкина

Еще одна премьера по Пушкину, которому через пару месяцев страна широко отметит 225 лет, состоялась в Москве — в театре Вахтангова. Однако «Повести Пушкина», поставленные главным режиссером театра Анатолием Шульевым по «Повестям Белкина», можно сказать, сделаны и в честь, и во славу Солнца русской поэзии. С премьерного показа — обозреватель «МК». 

Барышня — крестьянка. Алексей — Константин Белошапка, Лиза — Анна Чумак. Фото: Валерий Мясников

  На чёрном занавесе, который не раздвинется, а уплывет вверх, чуть выше центра светящимися буквами простого шрифта написано  —  «Повести». Их будет четыре из пяти, как четыре времени года, которые за три часа сменятся на Исторической сцене. И не условно, а во всей природной красе, с щедростью, так присущей пушкинской прозе — энергичной, лаконичной, богатой на образы, в свою очередь рождающие чувства различного свойства. Но чувства, которые пробуждают разум  ото сна. 

Станционный смотритель. Дуня — Анна Ляхова, Минский — Александр Горбатов. Фото: Валерий Мясников

  Шульев, который в прошлом сезоне отметился более чем успешным «Амадеем» с Гуськовым и Добронравова в главных ролях, свой Пушкинский эпос начал почему то с последней повести — «Барышня-крестьянка» и с пестрого лета. Масштаб постановки заявлен с первой же картиной — открытая, точно распахнутая сцена с неровным и разно уровневым  ландшафтом, три мощных ствола вековых сосен, чьи кроны скрываются где-то под колосниками,  играющие светом  рассветы, сменяемые закатами … Открывшейся картинке не хватает разве что хора девушек из оперы «Евгений Онегин»: «Девушки, красавицы, подруженьки…». Средь трёх сосен бурно «младая жизнь кипит» сентиментальным сюжетом «Барышни-крестьянки», которой Пушкин, кстати, заканчивает повести ничем особо неприметного Ивана Петровича Белкина, являющегося литературной маской. Но у Шульева тут  свой расклад, и логика его пасьянса становится понятна по мере того, как развивается  действие, а одно время года эффектно сменяет другое. 

Станционный смотритель. Самсон Вырин — Александр Рыщенков, Дуня — Анна Ляхова. Фото: Валерий Мясников

  «Барышней-крестьянкой» заявлен и жанр постановки — вполне себе реалистичный (натуральные сарафаны девушек, пальба из ружей и пистолетов в руках помещиков, да господ офицеров, щебет птиц пробудившегося леса и так далее). К такому столичный  зритель сегодня настроен будет скептически, не обнаружив в нем каких то новых или радикальных смыслов. Но, во-первых, надо спасибо сказать молодому главрежу Вахтанговского, что не загрузил бедного Пушкина тем, чего в нем не было заложено на момент создания повестей в 1830 году, а оставил прозрачность и чистоту историй, передав их исключительно театральными средствами. Что, и это во-вторых, открывает красоту самого литературного произведения, сделал его живым, сегодняшним, несмотря на все реалии прошлого, существующие в них — от социальных сословий до отдельных слов, теперь не входящих в словарь современного человека. 

Но важная поправка — Анатолий Шульев все же ученик Римаса Туминаса. И будучи хорошим учеником Мастера он, оттолкнувшись от первого сентиментального сюжета, в следующих повестях обязательно произведёт слом реальной картины. Причём вдруг, внезапно, взяв  в заговорщики себе все выразительные средства — резкие для остроты моменты световые переходы (Александр Матвеев), музыку (Полина Шульев) и, разумеется сценографию Максима Обрезкова, чья фантазия больше и богаче любых технических ухищрений современного театра. 

Во всяком случае счастливо завершившуюся летнюю историю любви первой повести буквально сдувает осенний листопад, налетевший с ветром и принёсший с собой «Выстрел». Тревога, сменившая озорную безмятежность «Барышни-крестьянки», будет постепенно набирать напряжения вокруг загадочной фигуры Сильвио, пока вдруг не перейдёт в отчаянный короткий танец офицеров, погруженный в приглушённый красный свет. И  мизансцена также быстро вернётся  в спокойную исходную точку. 

Надо признать, что слом реальности исходит и от игры. В «Выстреле» — от исполнителя роли Сильвио — Александра Горбатова. Он и своей фактурой (высок, статен, глуховатый странный голос) выделяется на фоне остальных, и игрой, как будто жёсткой, ломкой, но магнетичной, во многом он соответствует представлению о пушкинском персонаже. Не случайно, именно после «Выстрела», завершающего первый акт, на сцену, как подрубленное не падает, а буквально обрушивается одно из деревьев. Падая с грохотом,  точно в рапиде, с характерным скрипом разламывающейся от собственной тяжести  древесины, она разделит сцену на две части, став в акте втором стенографической метафорой. Метафорой потерянных, изменившихся, и не всегда в лучшую сторону судеб героев других повестей. В отличии от так счастливо соединившихся  влюблённых только в «Барышне-крестьянке»..  

Метель. Марья Гавриловна — Полина Рафеева. Фото: Валерий Мясников

Потери, разлука, случай и его игра людьми, как мячиком, рождают тот самы слом, который неизбежен в жизни каждого. Самый яркий произойдёт в «Метели», начало которой один в один рождественская открытка: благополучное семейство Гаврилы Гавриловича (Юрий Шлыков) с мирным укладом сельской жизни, обильно посыпаемого мягко и беспрестанной падающим снегом. Здесь счастлив даже кучер Тимошка. Скульптурность этой и других групповых сцен — явный поклон в сторону Туминаса, научившего Шульева выразительности пластического языка. И романтизация  планируемого тайного венчания Марии Гавриловны с Владимиром и  обаятельно-снежное, как детская игра, признание в любви вдруг опять опрокинется в мистическую картину венчания с незнакомым повесой, так похожую на страшный сон. Здесь режиссёр в одной сцене смонтирует две: страшный сон переходит в реальный рассказ о произошедшем с бедной Машей. И сыграна она чудесной Полиной Рафеевой в партнёрстве с Дмитрием Соломыкиным без видимых границ яви и сна. 

  В своём спектакле Анатолий Шульев занял в основном актеров последнего поколением вахтанговской труппы, но чтобы  те не чувствовали себя уж совсем щенками, брошенными в воду, укрепил корифеями и опытными артистами — Юрием Шлыковым, Александром Рыщенковым, Анной Антоновой — у них  построенные на деталях  обаятельные  характерные образы. А Александр Рыщенков в заключительной повести «Станционный смотритель» предстал ещё и трогательным маленьким человеком Самсоном Выриным. 

Гаврила Гаврилович — Юрий Шлыков, Марья — Полина Рафеева, Прасковья Петровна — Анна Антонова, девушка Марьи — Полина Бондарь. Фото: Валерий Мясников

В роли Ивана Петровича Белкина (в спектакле он назван человеком дороги) — Валерией Ушаков, и это единственный персонаж, проходящий через все повести и активно в них занятый на многих ролях. Игра Ушакова, актера музыкального, плотно занятого в репертуаре, нарочито не броская, но не лишенная  иронии: ведь он — на подаче,  и от него во многом зависит как пойдёт игра, которую он начинает пушкинским стихом, стоя перед чёрным занавесом,   И стихом же заканчивает — про младую жизнь, которая будет расти. Вопреки всему и всем смертям назло. 

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи