Экономист Масленников предрек отмену «потолка» цен на российскую нефть

Американское правительство пригрозило ввести жесткие меры за несоблюдение Россией ценового предела за экспорт нефти выше $60 за баррель. Как заявила глава Минфина США Джаннет Йеллен, Вашингтон пристально следит за исполнением введенного западными странами «потолка» и требует того же от покупателей энергоресурсов из нашей страны. Между тем, российская экспортная марка Urals торгуется уже по цене выше $83 за «бочку». Сможет ли Америка осуществить свою угрозу и придумать какие-то новые рестрикции против нашей страны, мы узнали у ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова.

Фото: pixabay.com

— Как влияют нынешние ограничительные меры на экспортные поставки нефти из России?

— Довольно слабо. Это подтверждается и средними экспортными ценами российского сырья, далеко превысившими установленный Западом «потолок» и заметным изменением географии поставок. Дружественные России государства увеличивают закупки наших углеводородов, не обращая внимания на поставленные ЕС и США ценовые условия. К тому же сейчас обострение конфликтной ситуации в Секторе Газа подогревает стоимость сырья, а продажи российского топлива на фоне возможного снижения поставок из добывающих государств Ближнего Востока, в первую очередь, из Ирана, только увеличиваются. В частности, азиатские потребители нарастили свои запросы на российскую нефть, примем не только по доступным трубопроводным системам, но и морскими путями. Между импортерами углеводородов обострилась борьба за горючее — сокращение предложения сырья, декларируемое основными участниками ОПЕК+, в том числе Россией и Саудовской Аравией, подогревает рыночный дефицит.

— Тем не менее, угроза со стороны Вашингтона прозвучала. Нам стоит их опасаться?

— Высказывания об усилении давления на российскую добывающую отрасль, судя по всему, делаются по инерции. Инициаторы таких ограничений считали, что подобные рестрикции сохранятся надолго, но по прошествии нескольких месяцев они поняли, что предложенные изначально схемы долго не проработают. Экспорт сырья из России потихоньку восстанавливается и на фоне растущих общемировых котировок приносят нашей стране довольно неплохую прибыль. В среднем цена на отечественные углеводороды складывается высокой, что позволило в этом году собрать уже до 800 млрд рублей нефтегазовых доходов, превышающих плановый объем, заложенный в бюджете.

— Только санкциями все равно грозят… Какие могут быть новые меры со стороны Запада?

— Как утверждают западные государства, танкерам с российской нефть запрещено заходить в европейские порты. За иностранными судами, которые соглашаются на перегрузку наших углеводородов в море, следят локационные системы. Однако такая конструкция не мешает поставкам — за последнюю неделю сентября Россия экспортировала топливо на сумму около $4,7 млрд, а около 40% поставляемого сырья транспортировалось на судах, принадлежащих западным компаниям. Вести контроль за перевозками сырья легко лишь на словах, но на практике осуществить его либо очень сложно, либо такие операции потребуют чрезвычайных расходов.

Большинство экспертов нефтяного рынка еще до объявления ценового «потолка» утверждали, что после перегрузки сырья в открытом море и смешивания российских углеводородов с аналогичными продуктами из других добывающих областей, окажется невозможно определить регион, где производились ресурсы. Продолжение и усиление контроля над передвижением морских судов требует переориентации спутниковой навигации западных космических систем, что может привести уже не только к дальнейшей экономической дестабилизации, но подрыву обороноспособности предъявивших санкции государств.

— Как по-вашему будет в связи с этим развиваться ситуация на мировом нефтяном рынке?

— Похоже на то, что Brent к концу года будет стоить выше $100. С одной стороны, есть вероятность, что дисконт российского сорта Urals к североморской смеси Brent снова вырастет $12-15 за баррель (сейчас скидка составляет около $6-8). Все будет зависеть от урегулирования ситуации на Ближнем Востоке и насколько будет втянут в этот конфликт Иран, обладающих серьезными добывающими и экспортными мощностями. Если котировки на международных биржах будут расти, то у разработчиков «потолка» на российскую нефть возникнет новая, причем весьма сложная задача. Им придется либо снижать ограничительный ценз, ведь без сырья из нашей страны многие мировые потребители рискуют столкнуться с топливным дефицитом; либо в очередной раз перекраивать глобальный рынок углеводородов, чтобы не столкнуться с энергетическим хаосом.

Кризис «потолка» в отношении российской нефти становится новой, довольно неприятной проблемой современного нефтяного рынка. Вполне вероятно, что в связи с недостатком поставок из ближневосточного региона, речь об ужесточении или даже сохранении ограничения цен на «черное золото» из нашей страны, в принципе потеряет свою актуальность.

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи