Тяжелый компромисс по нефти: как скажутся на экономике России итоги встречи ОПЕК+

Министерская встреча ОПЕК+ в онлайн-формате завершилась в последний день осени компромиссной договоренностью. Участники согласовали общее, в рамках всего альянса, сокращение добычи в первом квартале 2024 года на уровне 2,2 млн баррелей в сутки. Это необходимо, чтобы снять риски «для прохождения периода низкого спроса», заявил по итогам заседания вице-премьер РФ Александр Новак. Между тем с точки зрения российских экономических интересов ситуация выглядит неоднозначно.  

Фото: pixabay.com

Изначально ноябрьский форум ОПЕК+ должен был состояться 26 ноября очно в Вене. Но за несколько дней до начала секретариат ОПЕК объявил, что встреча отложена до 30 ноября, не уточнив формата и не называя причины. При этом решений о кардинальном сокращении добычи на мировом рынке не ожидали. По данным газеты The Wall Street Journal, крупнейшие производители нефти в Африке — Нигерия и Ангола — сопротивлялись призывам (в основном со стороны Саудовской Аравии) понизить индивидуальные квоты на добычу. Этого не хотели также ОАЭ. Однако альянс показал, что способен преодолеть внутренние разногласия, поскольку его участникам необходимо сохранить контроль над глобальным сырьевым рынком.  

В итоге Саудовская Аравия продлила (но не расширила) свое собственное уже действующее добровольное снижение добычи (на 1 млн б/с), а Россия добавила к сокращаемым ею объемам еще 200 тысяч б/с, доведя собственный показатель до полумиллиона. Далее, Алжир согласился снизить добычу нефти еще на 51 тысячу баррелей в сутки, Казахстан – еще на 82 тысячи, Оман – на 42 тысячи, Ирак – на 211 тысяч, Кувейт – на 135 тысяч, ОАЭ – на 163 тысячи. Суммарный объем дополнительных сокращений (они начнутся в январе) всеми членами ОПЕК+ составит 2,2 млн б/с.

Главной неожиданностью стали не эти шаги, а пополнение рядов альянса с января 2024 года новым членом — Бразилией, в сутки добывающей более 3 млн баррелей нефти. Вступление страны в партнерство с ОПЕК+ подтвердил министр энергетики Бразилии Алешандри Силвейра.  

«У сторон были явные проблемы с согласованием позиций, но в итоге им удалось прийти к компромиссу, пусть и тяжелому, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Как мы видим, рынок отреагировал достаточно сдержанно: котировки, против ожиданий, снизились – сейчас нефть торгуется по $82 за баррель, хотя накануне было $84.

Но на ценах свет клином не сошелся, — сегодня всех больше волнуют невнятные перспективы глобальной экономики. Итоги министерской встречи ОПЕК+ совпали с новым прогнозом ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – «МК»), авторы которого предрекают замедление динамики роста мирового ВВП — с 2,9% до 2,7% в следующем году».

Что касается дополнительных обязательств, взятых на себя Москвой, их долгосрочные последствия просчитать сложно. Но излишний оптимизм тут явно неуместен. Российский нефтяной экспорт сократится, поскольку по отношению к уровню текущего года добыча в 2024-м будет находиться в устойчивом минусе, что отразится на всех макроэкономических параметрах. Непонятно, в какой степени снижение физических объемов (добычи и экспорта) может быть компенсировано ростом цены барреля. 

В принципе, в первом квартале 2024 года котировки вполне могут уйти выше $100 за баррель, но такая динамика неизбежно приведет к падению спроса. В этом году, напоминает Масленников, несмотря на очень приличную, в районе $70 за баррель, стоимость российского сорта Urals, правительству пришлось пойти на дополнительные расходы по управлению госдолгом и корректировке бюджета. В ситуации, когда экономики США, Европы и Китая замедляются, когда все связанные с этим риски наверняка усилятся уже через несколько месяцев, никакого повышения спроса на нефть в глобальном масштабе ждать не приходится.

«Курс рубля также во многом зависит от внешних факторов, — говорит Масленников. – Пока большинство прогнозов сводится к тому, что нас ждет медленное, плавное его ослабление в 2024 году. В лучшем случае отечественная валюта будет находиться в коридоре $80-90 за доллар, но с учетом фактора финансирования бюджетных расходов, нельзя исключить и более узкого диапазона — $85-90».

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, для российского нефтяного сектора мировые котировки мало что значат. Гораздо большее значение имеют цены и востребованность сорта Urals, санкционные ограничения и дисконт при продаже сырья в дружественные страны. Пока наша нефть торгуется выше потолка, установленного Западом, то есть дороже $60 за баррель.

Что касается курса рубля, для него важны экспортные доходы (пока прогнозируется, что по нефти они останутся в 2024-м на прежних отметках) и баланс экспорта-импорта (ввиду санкционных ограничений объемы импорта снижаются). При этом сохраняется вероятность роста бюджетного дефицита, для предотвращения которого рубль могут и ослабить. Но вряд ли это произойдет раньше второго квартала 2024 года, резюмирует Деев.

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи