Изображение центра Галактики помогло ученым понять «режим питания» черной дыры

Изображение центра Галактики помогло ученым понять "режим питания" черной дыры

Татьяна Пичугина. Первые доказательства того, что посреди большинства галактик находятся сверхмассивные черные дыры, предоставили ровно пять лет назад. Теперь есть еще более детальные изображения — из Млечного Пути. Что известно об активных галактических центрах — в материале РИА Новости.

Глаз размером с планету

Черные дыры предсказала общая теория относительности Альберта Эйнштейна. Их определяющая особенность — горизонт событий, который не могут преодолеть даже кванты света. Настолько велико гравитационное притяжение этой области пространства-времени.

Образуются эти объекты при слиянии крупных звезд или коллапсировании газо-пылевых облаков. Есть небольшие, массой менее ста наших Солнц, а есть сверхмассивные — как миллионы и миллиарды Солнц. По одной из гипотез, при рождении Вселенной образовались первичные черные дыры размером с планету. Возможно, такие сохранились до наших дней.

В 1975-м советский астрофизик Иосиф Шкловский предположил, что в центре нашей Галактики находится черная дыра массой 30 тысяч Солнц. Ее излучение — не тепловое, а, скорее всего, синхротронное, которое испускают заряженные частицы, разогнанные в магнитном поле до субсветовой скорости. Его обнаружили в ускорителях в 1940-х.

Гипотеза Шкловского подтвердилась — он ошибся лишь с массой, недооценив черную дыру на два порядка.

До сих пор доказательства ее существования были убедительными, но косвенными. В 2020-м трем ученым — теоретику Роджеру Пенроузу, астрономам Райнхарду Генцелю и Андреа Гез — вручили за них Нобелевскую премию.

Изображение центра Галактики помогло ученым понять "режим питания" черной дырыКосмический радиотелескоп «Радиоастрон» работал на орбите с 2011 по 2019 год. Новое поколение такого устройства — «Миллиметрон» — запустят после 2025-го

Для прямого наблюдения нужны очень мощные инструменты. В России в 2011-м на орбиту запустили радиотелескоп «Радиоастрон». Совместно с наземными радиообсерваториями он образовал крупнейший по тем временам интерферометр со сверхдлинной базой. Это еще одно изобретение советских ученых. Интерферометр — это сеть одинаковых антенн, расположенных в десятках километров друг от друга и даже на разных континентах. Одновременное наблюдение определенного, очень далекого, космического объекта превращает такую сеть в один большой радиотелескоп.

Сейчас на Земле несколько подобных интерферометров. Один из них — Телескоп горизонта событий (ТГС) — размером с нашу планету. В 2019-м работающие на нем ученые сообщили о реконструкции изображения сверхмассивной черной дыры в эллиптической галактике M87* — в 54 миллионах световых лет от Земли в созвездии Девы. Эта галактика в 1500 раз больше Млечного Пути, ее видно даже в обычный телескоп. А в центре — черная дыра в 6,5 миллиарда солнечных масс.

Наблюдать Стрельца А* (Sgr A*) в нашей Галактике гораздо труднее из-за застилающих его облаков межзвездного газа. Понадобилось еще несколько лет сбора данных, чтобы в 2022-м представить очень усредненные изображения центра Млечного Пути.

Изображение центра Галактики помогло ученым понять "режим питания" черной дырыОбраз черной дыры в центре Млечного Пути. В середине — тень, по краям — синхротронное излучение

Детали прояснились

Светящиеся оранжевые кольца на снимках ТГС, похожие на око Саурона из «Властелина колец», теперь известны всему миру. Их размеры и форма с хорошей точностью предсказаны общей теорией относительности. Раньше астрономы лишь наблюдали звезды, движущиеся вокруг невидимого компактного объекта в центре Млечного Пути. Теперь они увидели, как он выглядит. Темное пятно в центре — тень черной дыры, откуда не поступает свет. Она окружена кольцом яркого излучения, порожденного гравитационными силами.

Значительная часть собираемого излучения — поляризована (это заметили давно). Это поможет лучше понять физику галактических центров, в частности, исследовать магнитные поля вокруг черных дыр. В 2021-м та же коллаборация опубликовала изображения магнитосферы M87, а на днях — Млечного Пути.

Изображение центра Галактики помогло ученым понять "режим питания" черной дырыМагнитные поля вокруг черных дыр M87* и Sgr A*

«Эти снимки помогут объяснить, как магнитные поля стягивают к себе вещество и выбрасывают часть в виде джетов», — отмечал Эндрю Чэл из Принстонского центра теоретических исследований при NASA.

Джеты — это струи энергии из окрестностей черной дыры. У них релятивистские скорости. Как именно они возникают — до конца не понятно. Ясно только, что часть вещества каким-то образом ускользает от их гравитации. По оценкам, джеты из центра M87 растягиваются на пять тысяч световых лет — это превышает размер галактики. Изображение магнитных полей дает подсказку. Эти поля настолько сильные, что способны откинуть часть вещества от черной дыры и раскрутить частицы до световых скоростей.

«Благодаря поляризованному свету мы гораздо больше узнаем об астрофизике, свойствах газа и механизме «питания» черной дыры», — уточняет соавтор работы Анджело Рикарте из Гарварда.

Изображения магнитосферы вокруг M87* и Стрельца А* очень похожи, что указывает на близость процессов, которые там протекают, в частности, формирование джетов. Возможно, они есть и у черной дыры в центре Млечного Пути, только их пока не удалось зарегистрировать.

Изображение центра Галактики помогло ученым понять "режим питания" черной дырыРоссийские ученые допустили, что в Солнечной системе находится черная дыра14 декабря 2023, 08:00