Раскрыто содержание 12 пакета санкций ЕС: полный запрет реэкспорта, удар по алмазам и танкерам

В свой 12-й пакет санкций Евросоюз включил несколько мер, на первый взгляд претендующих на некое новое слово и даже на прорыв в санкционной политике. Однако на самом деле речь идет о попытке ужесточить и систематизировать тот комплекс ограничений, которые Запад принимал в отношении России и прежде. Так, для европейских экспортеров введено обязательное условие, не допускающее реэкспорт чувствительных товаров в РФ из других стран.

Фото: pixabay.com

Ранее такая оговорка носила рекомендательный характер, теперь же она должна быть введена в новые экспортные контракты стран ЕС к 20 марта 2024 года. Вводить ее не нужно, если договор предполагает экспорт в «страны-партнеры» — США, Великобританию, Японию, Южную Корею, Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Норвегию и Швейцарию. Товары, на которые распространяется новое условие, запрещены Брюсселем к поставке в Россию и включают: товары двойного назначения (микросхемы, шариковые подшипники, видеопереговорные устройства, транзисторы, некоторые части самолетов, вертолетов и беспилотников); авиационное топливо.

Согласно поправкам в санкционный регламент, экспортеры должны обеспечить в соглашениях с контрагентами из третьих стран достаточные средства правовой защиты — на случай нарушения оговорки о реэкспорте. Так, если экспортер узнает о такого рода инциденте, он обязан проинформировать компетентные органы европейского государства, где он находится. Как на практике будет работать механизм контроля за исполнением оговорки, непонятно. Никакого разъяснения на сей счет со стороны Еврокомиссии пока не существует.

В рамках 12-го пакета, принятие которого пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал «санкционным безумием», Евросоюз ожидаемо запретил прямой или косвенный импорт алмазов и ювелирных изделий, их покупку или передачу из РФ. Эмбарго будет вводиться постепенно с 1 марта по 1 сентября 2024 года. Между тем, по словам участников рынка, это приведет лишь к одному: потоки сырья пойдут из нашей страны преимущественно в Индию и частично в Китай. Несмотря на дисконты, для российских алмазодобытчиков потери не будут фатальны.

К потенциально болезненным, но не катастрофичным для Москвы мерам можно отнести и то обстоятельство, что в рамках 12-го пакета Евросоюз вводит «усиленный» механизм обмена информацией. В частности, еврочиновники хотят урегулировать работу автоматической системы идентификации (AIS) судов при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Кроме того, вводится правило «об уведомлении о продаже танкеров любой третьей стране».

«По сути, Евросоюз придает силу полновесного закона своим прежним рекомендациям, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — На эти рекомендации неоднократно реагировали партнеры России из дружественных стран, в частности, были прецеденты с Турцией и Казахстаном. Мы до сих пор сталкиваемся с ограничениями на уровне отдельных компаний в Китае. Но возникает вопрос о методах контроля со стороны ЕС и его эффективности. Причем вопрос риторический, поскольку наладить полный контроль априори невозможно. Необходимость получать товары, подпадающие под действие принципа «No Russia”, потребует от нас дополнительных усилий, с точки зрения выстраивания более сложных транспортно-логистических схем. Теоретически в странах-партнерах нужно будет создавать фирмы-однодневки (для осуществления единственной торговой сделки), но согласятся ли те на такую меру, неизвестно».

В-общем, обходить санкции можно, но задача явно усложняется, а значит, она потребует дополнительных финансовых затрат и создаст почву для разного рода споров и конфликтов в торгово-экономических отношениях Москвы с дружественными государствами. На это и делают расчет в Евросоюзе, полагает наш собеседник.

«Что касается усилившейся охоты за «теневым флотом», это связано с намерением ЕС сделать работу над ошибками, устранить явные пробелы, лакуны в санкционном режиме, — говорит Масленников. — Этой лазейкой мы удачно воспользовались в 2022 году, когда приобрели больше сотни нефтеналивных судов, сняв ряд потенциальных рисков. Например, не нужно переплачивать за фрахт. Теперь же, с точки зрения Брюсселя, эффективность санкций в отношении российской нефти, поставляемой морским транспортом, повысится. Но, опять же, стопроцентный контроль нереализуем, как и в случае с реэкспортом чувствительных товаров».

По словам руководителя аналитического департамента Amarkets Артема Деева, механизм обмена информацией о танкерах особо ничего не даст (их списки и так известны), однако новые ограничительные меры чреваты нарастанием дефицита на нефтяном рынке, а также заметным подорожанием сырья. В ЕС не могут этого не понимать, действуя во многом из чисто имиджевых соображений и, возможно, надеясь, что российский «теневой флот» продолжит игнорировать санкции.

В целом же, как отмечают эксперты,12-й пакет не содержит особых сюрпризов. Он слишком долго согласовывался, и очевидно, что европейцам все сложнее находить способы нанесения ущерба России.

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи