Коллекторам изменят правовые рамки: названы плюсы и минусы нового законодательства

Для коллекторских агентств наступает новая и, похоже, не самая приятная реальность. С 1 февраля заработают поправки в Федеральный закон, которые максимально регламентируют способы непосредственного взаимодействия взыскателей с физлицами, имеющими просроченную задолженность перед банками и микрофинансовыми организациями (МФО). А точнее – сужают до неких границ. Хорошо это или плохо, правильно или нет – на сей счет опрошенные «МК» эксперты разошлись во мнениях.

Фото: Алексей Меринов

Главное, что теперь общение коллекторов с заемщиками ограничивается жесткими временными рамками: в рабочие дни – с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные – с 9 до 20 часов; личные визиты – не чаще одного раза в неделю; звонки – не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми в месяц. Другие новшества носят в большей степени технический характер. В соответствие с одним из них, коллекторы получили право использовать автоматизированного интеллектуального агента, причем звонки будут записываться, а должник может переключиться на общение с живым человеком. Кроме того, профессиональные взыскатели могут отправлять текстовые, телеграфные, голосовые и другие сообщения по сети связи общего пользования или через Госуслуги.

Еще одна плохая новость для коллекторов, точнее, какой-то их части: Минюст вынес на общественное обсуждение президентский указ, которым вводится запрет на работу агентств, учрежденных иностранцами из недружественных государств или находящихся под иностранным контролем. Проект, как отмечает ведомство в пояснительной записке, «направлен на предотвращение угроз экономической и национальной безопасности РФ», на минимизацию переводов денежных средств за пределы РФ, а также на предотвращение сбора персональных данных российских граждан.

Тучи над институтом профессиональных коллекторов сгущаются не первый день. Например, в мае 2023 года глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов пожаловался, что сегодня эти организации вместо работы с должниками пытаются проводить взыскания за счет приставов (до 80% их доходов составляла деятельность ФСПП), что «зачастую их деятельность на грани преступления». Резюме: смысла в их существовании нет никакого. Вопрос отмены института коллекторов в России обоснован, хотя в мировой практике он выполняет определенную миссию, заявил, в свою очередь, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Между тем цифры, связанные с коллекторской практикой, выглядят вполне внушительно. По данным НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств), в III квартале 2023 года банки продали взыскателям просроченных долгов граждан на 75 млрд рублей, что составляет 97,1% от всей выставленной на продажу банковской просрочки. Обычно банки продают долги, если сумма займа выше 70 тысяч рублей. Но тут все достаточно индивидуально, поскольку в каждом банке есть свой штат юристов, которые и определяют судьбу долга конкретно по тому или иному заемщику.

«Очевидно, что коллекторскую деятельность нужно вести цивилизованно, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП): Дмитрий Янин. – Это ведь не рэкет 1990-х с битами и паяльниками – необходимо учитывать интересы заемщика, который, возможно, переоценил свои перспективы с доходами, набрал кредитов и теперь не в состоянии по ним платить. Взыскание долгов должно осуществляться в соответствие с мировыми стандартами, к которым мы сейчас и пытаемся приблизиться. Право на отказ должника от частого общения с коллектором, право на защиту от угроз – эти моменты требуют закрепления в законодательстве».

Иначе смотрит на вещи финансовый аналитик Михаил Беляев. По его словам, институт коллекторов небесполезен, и не стоит выставлять должников невинными жертвами, а взыскателей – чуть ли не бандитами с большой дороги. Многие заемщики, рассуждает собеседник «МК», действуют откровенно недобросовестно, в частности, оформляя кредиты по фальсифицированным документам, а затем – уклоняясь от погашения долга. Коллекторов же государство постоянно ущемляет в правах, оставляя им единственную, по сути, опцию – морально воздействовать на должников, проводить душеспасительные беседы. Причем с 1 февраля – не чаще одного раза в неделю в случае очной встречи.

«Что касается запрета на работу коллекторских агентств, учрежденных иностранцами из недружественных государств, мера это явно избыточная, – считает Беляев. – Во-первых, таких организаций единицы, во-вторых, они не занимаются сбором данных о россиянах. И, поскольку не являются расчетным центром, не держат у себя крупных сумм денег: расчеты с должником всегда ведет банк. Соответственно, коллекторы не способствуют утечке средств за рубеж».

От НАПКА мы получили комментарий, в котором сказано, что ассоциация «последовательно поддерживает принимаемые государством меры, направленные на наведение порядка в отрасли профессионального взыскания». Соответственно, «в случае опубликования и вступления в силу новых нормативных правовых актов… их исполнение будет незамедлительно организовано». «У нас нет лиц, как-то связанных с другими государствами, – ни среди собственников, ни среди сотрудников», – отдельно заметил представитель НАПКА.

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи