Российские ученые обнаружили в метеорите из Омана невиданный ранее минерал

Новый минерал — кафиосит открыт в Институте геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН. В первые дни нового, 2024 года его зарегистрировали в Международном минералогическом обществе. Об истории метеорита и найденного в нем кафиосита «МК» рассказала открывшая его ведущий научный сотрудник ГЕОХИ РАН, доктор геолого-минералогических наук Марина Иванова.

Метеорит Дофар 225. Фото предоставлено ГЕОХИ РАН.

Сначала о самом метеорите. Он был найден 15 января 2001 года в районе Дофар в Омане. Черный камень весом 90 грамм оказался углистым хондритом с отчетливой корой плавления. Он оказался богат кальцием, алюминием, агрегатами оливина и редкими хондрами –  маленькими сферами диаметром около 1 миллиметра, которые встречаются только в каменных метеоритах хондритового типа.

– Начнем с того, что сам метеорит оказался довольно редкого типа, – говорит Марина Александровна. – Он принадлежит к группе углистых метеоритов СМ типа, которые испытали метаморфизм. Иными словами, родительское тело – астероид, из которого когда-то откололся фрагмент, пережило внешние воздействия, из-за которых изменился его состав. Мы можем с полной уверенностью сейчас сказать, что этот астероид был обезвожен в результате сильного нагрева, либо при прохождении вблизи Солнца, либо при ударных процессах.

– Как он попал к вам?

— С нами поделились коллекционеры из России, которые ездят в экспедиции и ищут метеориты в пустыне.

— Сколько вам отдали?

— Около 20 граммов. Образец был привезен и передан в лабораторию метеоритики ГЕОХИ, из него сделали срез и стали определять химический состав минералов. Отдельный образец мы передали для изучения изотопного состава кислорода в данном метеорите. По многим характеристикам Дофар 225 можно объединить с несколькими ранее найденными метеоритами, но минерала, названного нами  кафиоситом, еще никогда нигде не находили, – ни в космических телах, ни на Земле.

– Чем он так необычен?

— Минерал кафиосит, названный нами по главным элементам CaFeOS, – не первичен, это продукт изменения, метаморфизма, который произошел на астероиде во время его небесного путешествия. По нему мы можем судить, какие процессы происходили на астероиде ранее: насколько близко он подходил к Солнцу, в течение какого времени происходил нагрев, какие были реакции.

– Есть какие-то предварительные выводы?

– Работа еще идет, но мы уже можем предположить, что температура, при которой образовался минерал, была больше 800 градусов Цельсия. Вероятно, он образовался из-за нагрева карбонатов, которые изначально находились в метеорите. Эти карбонаты, разложившись, вступили в реакцию с железом и серой от другого минерала (которого тоже уже не осталось). В общем, компоненты этого разложения объединились вместе и образовали новый минерал.

– Можно ли говорить о пользе найденного минерала для живущих на Земле?

– Возможно, в будущем мы и найдем ему применение. Но это случится только тогда, когда нам станут доступны сами астероиды – родительские тела метеоритов из которых можно будет получить полезные ископаемые. Пока же новый минерал  требует дополнительного изучения, прежде всего он представляет интерес именно для фундаментальной науки.