Извержение вулкана Тонга истощило озоновый слой

Большая группа ученых обнаружила, что извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай истощило озоновый слой. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Известно, что извержение Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в Тихом океане было одним из самых мощных когда-либо зарегистрированных взрывов. Он уникален тем, что кроме вулканического материала в атмосферу было отправлено большое количество водяного пара от испарившейся океанской воды. В новой работе было обнаружено, что микроскопические капли воды вступали в реакцию с другими химическими веществами в атмосфере и привели к расщеплению озона.

Исследователи проанализировали данные с воздушных шаров, отправленных с острова Реюньон, находящегося в Индийском океане, всего через пять дней после извержения вулкана. Атмосферными датчиками было выявлено беспрецедентное количество водяного пара, выброшенного вулканом. Повышенная влажность стратосферы, радиационное охлаждение и увеличенная площадь поверхности аэрозолей в вулканическом шлейфе создали идеальные условия для быстрого истощения озона в тропической стратосфере на пять процентов всего за неделю.

Исследователи отмечают, что сокращение озона из-за извержения не должно вызывать тревоги, потому что оно было как локализованным, так и относительно небольшим. По сравнению с этим, к концу каждого года в районе озоновой дыры над Антарктидой наблюдается сокращение озона на 60 процентов.