Перелеты по России подорожали на 22%: это самый резкий рост с 2008 года

Перелеты по России в эконом-классе в 2023 году в среднем подорожали на 22%, сообщил Росстат. Это самый резкий рост с 2008 года. Причем, судя по статистике, спрос на услуги авиаперевозчиков не падает. Неужели у россиян настолько выросли доходы или граждане отдают последние деньги, лишь бы улететь? О том, как изменятся цены на авиабилеты в 2024-м и окажут ли власти масштабную финансовую поддержку перевозчикам, «МК» рассказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Фото: freepik.com

— Какие факторы привели к такому серьезному подорожанию авиабилетов?

— Стоит отметить, что есть разные методики оценки изменений стоимости авиабилетов. Методика, которую использует Росстат, вызывает определенные вопросы и у Минтранса, и у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Впрочем, мы можем спорить о процентных пунктах, но факт того, что цены растут, очевиден. Складывается подорожание из двух основных составляющих. Во-первых, у авиакомпаний с 2020 года расходная часть серьезно возросла. Дорожало авиатопливо, дорожали аэропортовые сборы. Курс рубля сильно скорректировался. При этом, сначала из-за пандемии, потом из-за ее последствий, авиакомпании не могли повышать тарифы в такой же пропорции, в которой выросла их расходная часть. В 2022 году, на фоне СВО и санкций, правительство приняло экстраординарные меры для того, чтобы поддержать авиакомпании. Эти меры дали серьезные результаты. Мы видим, что перевозки удалось сохранить на высоком уровне. Очень важно, что 100 млрд рублей, которые были выделены в 2022 году и дополнительные 25 млрд, которые были выделены чуть позже, позволили удержать тарифы на достаточно низком уровне. В 2023 году масштабной бюджетной поддержки авиакомпании уже не получали. Для того, чтобы сохранить рентабельность на фоне выросших издержек, авиакомпании должны были поднять тарифы. Но они не поднимали тарифы высокими темпами, соответствующими их расходам с 2020-го. Сейчас это стало неизбежным.

Второй момент заключается в том, что несмотря на рост цен, увеличиваются и объемы перевозок, и занятость кресел. Это говорит о том, что платежеспособный спрос существует, и граждане готовы летать по более высоким ценам. Другими словами, доходы той части населения, которая часто летает, выросли в большей степени, чем подорожали авиабилеты. Согласно данным Росстата, темпы роста цен на авиабилеты ниже темпов роста заработных плат.

— На 22% подорожали перелеты «эконом». Это самый массовый сегмент. Почему под удар попал именно он?

— Просто Росстат оценивает только динамику изменений тарифов в «экономе». Кроме того в принципе Росстат ведет динамику цен именно в массовом потребительском сегменте. Я сравнил динамику роста цен с 2019 по середину 2023 года на ж/д транспорте, такси, автобусные перевозки, авиа и на отели. Цены на авиа за этот период росли медленней, чем на других видах транспорта и на смежных туруслугах. В 2023-м авиабилеты дорожали быстрее, чем некоторые из других видов транспортных услуг. Но если смотреть на изменения цен именно с 2019 года, то авиаперелеты подорожали в меньшей степени. В целом авиаперевозки остаются доступнее, чем железнодорожные перевозки.

— Какие российские направления подорожали сильнее других?

— С этим сложнее. Что касается дальнемагистральных перелетов (большая часть подкатов из Москвы на Дальний Восток), то у одного из крупнейших авиаперевозчиков сохраняются так называемые плоские тарифы. Те, которые не меняются в течение года. Их, конечно, авиакомпании пересматривают, но все равно они остаются лучшим предложением на рынке. Это не рыночное ценообразование и этот факт усложняет возможность вычислить, какое направление дорожает сильнее.

— В этом году государство собирается выделять финансовую помощь авиакомпаниям?

— Субсидирование авиаперевозок по нескольким постановлениям правительства не прекращалось. Масштаб достаточно большой: около 25 млрд рублей. Но смысл в чем? Субсидируются перевозки для дальновосточников, и прямые перелеты между регионами на некоторых направлениях. Тут ситуация не меняется, но экстраординарного субсидирования, которое было в 2022 году, к сожалению, сейчас нет. Объемы перевозок растут и авиакомпании выполняют ключевые показатели, по количеству перевозимых пассажиров. Второй момент в том, что финансовые показатели компаний не вызывают тревоги у регулятора. Никто на ладан не дышит, значит, оснований для большой бюджетной поддержки нет.

— В таком случае как могут в этом году измениться цены на перелеты?

— Если никаких форс-мажоров не будет, то мы будем наблюдать рост цен, так как инфляционные процессы не меняются. Это неизбежно. Сейчас перевозчики продолжают фиксировать рост спроса на перевозки. Если спрос рухнет, тогда им придется оценивать ситуацию и либо корректировать цены вниз, либо сокращать рейсы. Возможен любой сценарий. Но не в ближайшем квартале.

Источник

Рубрика: Экономика

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Похожие статьи